Поиск по сайту

О БОПП-пленках

Во второй половине 90-х в Россию пришли многие западные производители из пищевой отрасли Запада. Небезызвестные шоколадные батончики и прочие кондитерские изделия задали новый тон развитию упаковки на постсоветском пространстве.
Появилось понятие «гибкая упаковка». Точнее, многие виды упаковок приобрели такое название. Началась новая эра в упаковочном бизнесе. Да и само понятие упаковочного бизнеса как такового стало образовываться именно тогда, т.к. для продажи большинства товаров нужна была яркая и гибкая упаковка. Пищевики поняли, что для успешной продажи своей продукции им надо обернуть её в яркую, привлекательную и безопасную упаковку. Таким образом, западные компании задали новый тренд для всего пищевого бизнеса в России, приближая его к западным стандартам. Именно гибкая упаковка из двуосноориентированных полипропиленовых пленок (их ещё называют биаксиально-ориентированные пленки, или просто БОПП, в латинском написании BOPP) сделала возможным высокие продажи пищевой и табачной продукции западных производителей на территории СНГ.

БОПП пленки

Пленка БОПП - биаксиально-ориентированная полипропиленовая пленка. БОПП пленки бывают монопленками и сополимерами.
БОПП монопленка (однослойная, без термосвариваемого слоя) -биаксиальноориентированная полипропиленовая монопленка обладает превосходной прозрачностью, высокой прочностью на разрыв, идеальной размерностью и плоскостностью, отличными диэлектрическими характеристиками и барьерными свойствами. Применение: печать, ламинирование, использование в качестве основы для производства упаковочных лент (скотчей), фотоальбомов, подарочной - цветочной упаковки и других декоративных целей, для ламинирования бумаги и картона.
БОПП сополимер (коэкструзионная)- термосвариваемая пленка. Специальный слой сополимера, нанесенный методом коэкструзии, обеспечивает отличную способность к сварке. Типы полипропиленовых пленок: прозрачная пленка, белая пленка, перламутровая пленка, металлизированная и матовая пленки.
Полипропиленовая пленка БОПП (BOPP) служит материалом для упаковки как пищевых, так и непищевых продуктов. Пленки БОПП и упаковочные материалы, изготавливаемые с их применением, используются для упаковки: макаронных изделий, сахара, круп, чипсов, снэков, хлопьев, сухариков, баранок, кондитерских изделий, чая, кофе, пищевых концентратов, майонеза и т. д. Пищевые продукты, упакованные в пленку БОПП, не подвержены влиянию и проникновению внутрь микроорганизмов и плесневых грибков, в то время как материал некоторых альтернативных упаковок на основе продуктов природного происхождения в условиях повышенной влажности сам подвергается разрушению и не защищает упакованные в него продукты. В пленку БОПП упаковывают также непищевые потребительские товары: коробочки для духов, одеколона, кремов, пудры и т. п., цветы. Достаточно новой областью применения пленок БОПП является изготовление этикетов к ПЭТ-бутылкам и самоклеящихся этикеток.
Пленка БОПП также находит применение в промышленности в качестве основного материала или комплектующего изделия для производства конденсаторов, полиграфической фольги, клейкой ленты, разделительной пленки для материалов из реактопластов и для битумных листов. Впрочем, на долю промышленности пока приходится небольшой объем потребления пленок БОПП.

Свойства БОПП пленок

Возможность ориентации пленки в двух направлениях создает широкий спектр свойств. Пленки с равной ориентацией в двух направлениях имеют прочность при растяжении, примерно одинаковую в продольном и поперечном направлениях, и в 4 раза превышающую прочность поливных ПП пленок. Раздир затруднен, но сопротивление самому раздиру низкое. Также мало относительное удлинение при разрыве, поскольку достигается почти полная вытяжка материала пленки.
Основные преимущества двухосно-ориентированных пленок следующие:
• производство пленок с широким диапазоном термосвариваемости;
• высокие физико-механические свойства, позволяющие производить более тонкие пленки по сравнению с остальными базовыми полимерными материалами;
• высокие барьерные свойства к водяным парам, регулирование газобарьерных свойств; оптическая прозрачность, блеск;
• стерилизация продуктов в пленке, а также применение пленки в суровых зимних условиях и в низкотемпературных холодильниках; возможность нанесения на пленку металла, полимеров и др., производства пленок с жемчужным внешним эффектом за счет частичного вспенивания пленки.
В целом многослойная структура БОПП пленок обеспечивает им комплекс ценных свойств, обусловивших высокие темпы роста их потребления при постоянном расширении областей использования:
• низкая плотность и большая удельная поверхность.
Плотность БОПП пленок (0,9 г/см3 и ниже) – наименьшая среди полимерных пленок. Так, пленки из полиэтилена низкой плотности (ПЭНП) имеют плотность 0,92, из полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) – 0,96, из полиамида (ПА) – 1,2, полиэтилентерефталата (ПЭТ) – 1,4. Соответственно, при равной толщине пленки из БОПП весят значительно меньше своих конкурентов, что делает их применение экономически выгодным.
• прекрасные барьерные свойства по отношению к парам воды.
Проницаемость БОПП пленок к парам воды в 3 раза ниже, чем у полиэтилена, в 5 раз ниже, чем у ПЭТ, в 6 раз ниже, чем у ПВХ.
Это делает их ценным материалом для упаковки всех продуктов, чувствительных к влаге (сухих завтраков, концентратов, крекеров и т.п.);
• хорошие барьерные свойства к ароматам и запахам
Барьерные свойства БОПП пленок вполне достаточны при уровне концентраций пахучих веществ, выделяющихся из большинства упакованных продуктов;
- устойчивость к маслам, жирам, растительным кислотам и сахарам.
• физиологическая безвредность, отсутствие запаха и вкуса.
• стойкость к микроогранизмам – грибкам, бактериям и т.д. высокие защитные свойства по отношению к микроорганизмам.
Это основные требования к упаковочным материалам в пищевой промышленности.
- устойчивость при низких температурах. БОПП пленки сохраняют высокие механические свойства до –50С, позволяя хранить упакованные в них продукты в условиях глубокой заморозки.
- высокие жесткость и прочностные свойства. Среди полимерных пленок только полиэтилентерефталатные (ПЭТ) пленки имеют сравнимый с БОПП уровень жесткости и прочностных свойств при растяжении. Высокая прочность и высокий модуль при растяжении делают БОПП пленки прекрасным материалом для основы липких лент.
- хорошая термосвариваемость. Непосредственно в процессе изготовления, без дополнительных операций, на поверхность БОПП пленок наносятся (или с одной стороны, или с обеих сторон) специальные слои сополимеров, что позволяет БОПП пленкам прекрасно свариваться на всех видах вертикальных и горизонтальных упаковочных автоматов. Ни на механические, ни на оптические свойства пленки слои сополимеров практически не влияют.
- отличные оптические характеристики. Отличные оптические свойства включают прекрасную прозрачность, высокий блеск, низкую мутность (отсутствие оптических искажений) у обычных пленок, и высокую светорассеивающую способность и высокую белизну у т.н. жемчужных и белых пленок.
- регулируемая усадка. БОПП пленки могут быть как низкоусадочными, так и обладать – при необходимости - некоторой усадкой при нагреве, обеспечивая плотное прилегание пленки к упаковываемому продукту.
- стабильность свойств в широком диапазоне условий окружающей среды. Размерные и механические свойства БОПП пленок не чувствительны к изменениям температуры, влажности и других параметров окружающей среды;
- стойкость к многократным перегибам. БОПП пленки выдерживают многократные перегибы, не растрескиваясь, что очень важно при ручной обработке упаковок и их транспортировке;
- восприимчивость к металлу и краскам (возможность металлизации и печати).
Это свойство, наряду с высокими оптическими свойствами, позволяет получать на основе БОПП наиболее оригинальные, красивые и привлекательные упаковки.
- способность к ламинированию и кашированию. Это свойство все шире и шире используется для комбинирования полезных свойств БОПП с полезными свойствами других упаковочных материалов: для достижения высокой прочности сварного шва путем ламинирования с полиэтиленом и сополимерами этилена, а также для защиты нанесенной на БОПП пленку печати; для придания высокого блеска и высокой химической стойкости, свойственных БОПП, другим материалам – картону, бумаге, и т.д.
- технологичность при последующей переработке на машинах металлизации, печати, ламинирования и на упаковочном оборудовании. БОПП пленки являются основным – «эталонным» - упаковочным материалом, ориентируясь на свойства которого и проектируется в настоящее время большинство видов упаковочного оборудования – вертикальные и горизонтальные упаковочные машины, печатное оборудование и т.д.
- экологическая безопасность. БОПП пленки, отходы их производства и изделия из них прекрасно перерабатываются во вторичные материалы, легко горят, не выделяя никаких опасных веществ, кроме воды и СО2.

Производство пленок БОПП за рубежом.

Во второй половине 90-х доля отечественного производства в общем объеме потребления БОПП-пленок составляла не более 3-5%. На рынке доминировала импортная продукция — более 95% потребляемых БОПП-пленок. К числу основных поставщиков полипропиленовой пленки в Россию из стран дальнего зарубежья относились: Словакия, Италия, Венгрия, Бельгия, Германия. На долю указанных стран приходилось около 80% официально учитываемого объема импорта БОПП-пленок.
В настоящее время на российском рынке представлены БОПП-пленки производства ведущих мировых производителей, таких, как ExxonMobil (США), Moplefan (Италия), Manuli (Италия), Radici (Италия), UCB (Бельгия), Thai Film (Таиланд), DoraFilm (Израиль). Ведущие позиции в данном сегменте рынка занимают пленки ExxonMobil, поступающие в основном из Бельгии. Пленки иностранных производителей отличаются высоким качеством и высокой ценой. Из восточноевропейских производителей широко представлены TVK (Венгрия), Chemosvit (Словакия) и Flexpol (Польша). Пленки вышеперечисленных фирм имеют удовлетворительное качество и более низкую цену. Однако, по оценкам наших производителей упаковки, качество пленок венгерского и польского производства достаточно нестабильно и сильно варьируется от партии к партии. Предлагаются также пленки турецких Super Film, Polmas, Polibak. Качество турецких пленок (кроме Polinas) существенно уступает восточноевропейским аналогам. Их главным конкурентным преимуществом является низкая цена.
В настоящее время на территории СНГ (исключая Россию) имеется три завода, производящих биаксиально ориентированные полипропиленовые пленки. Два завода — ОАО «Завод полимерных материалов» и ОАО «Луцкпластмасс» — находятся на Украине и один — Могилевский завод искусственного волокна им. Куйбышева (корпорация «Белнефтехим») — располагается в Беларуси.

Российское производство БОПП пленок

До 2005 года предложение БОПП пленки на российском рынке формировалось в основном за счет поставок из-за рубежа. Было обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, длительное время спрос на БОПП пленки был незначительным и формировался лишь за счет прихода на российский рынок международных производителей сигарет и кондитерских изделий. А, во-вторых, еще в начале 1980-х годов вопрос об открытии массового производства БОПП пленок в Советском Союзе обсуждался, и такое решение было принято. Однако волей обстоятельств данный проект был отложен.
В период становления российского рынка БОПП пленок единственным производителем ориентированных пленок был подмосковный завод «Полимерконтейнер» Завод выпускал всего 1,4 тыс. тонн в год, удовлетворяя нужды отечественного рынка не более, чем на 2%. Кроме того, примерно десятая часть рынка покрывалась за счет поставок Могилевского завода искусственного волокна. Однако, по словам потребителей, белорусская пленка также больше подходит для средних заказов, где для заказчика все же важнее цена, чем качество. При этом по цене пленки Полимерконтейнера и Могилева стояли в один ряд с импортными азиатскими аналогами. Сегодня ситуация коренным образом изменилась – сразу пять отечественных производств вышли на российский рынок. Наиболее крупным из них является ЗАО «Корпорация Биаксплен» (группа НОВОТЭК).
Появление конкурентоспособного отечественного производства позволило значительно сократить долю импортной продукции на российском рынке БОПП пленки. Если в 2004 году на долю внутреннего предложения (с учетом поставок из Белоруссии) составляла не более 10%, то в 2005 году три наших компании смогли увеличить долю до 40%, в 2006 – до 80%. К 2005 году российский рынок БОПП пленки закончил свое скачкообразное развитие, и можно было наблюдать некоторую стабилизацию роста. Если в 2003 года прирост составлял 35%, в 2002 года рост рынка составил 67%, в 2001-ом – 154%, в 2005 году рынок увеличился в среднем на 18-20% в год. Однако запуск новых мощностей, и резкое увеличение местного предложения отечественными производителями в 2006 году стимулировал рост спроса еще более, чем на 10%. Согласно законам рынка, организация внутреннего производства способна увеличить спрос на 10-20% выше нормы, так называемый «эффект запуска производства».
В данном случае потребление БОПП пленки в России в 2006 году выросло по сравнению с уровнем 2005 года на 29,2%, что в среднем на 10-12% выше сложившейся динамики. К сожалению, в кризисные 2008-2009 гг. рост несколько замедлился и составил, по разным оценкам, от 5 до 10% в год.
По состоянию на 2008-2010 гг. рынок БОПП-пленок в России составил 110-120 тыс. тонн в год. При этом один только Биаксплен выпускает ежегодно около 70 тыс. тонн (2010), из которых на внутренний рынок России поставляется более 55 тыс. тонн.
Вместе с тем, в 2010 году рынок БОПП пленок в России имел такое сильное развитие, что на нем испытывался дефицит отечественного продукта. Мощности отечественных предприятий, производящих пленки БОПП, едва ли покрывали 50% всей потребности такого продукта на российском рынке. Именно это дало виток новому заходу на отечественный рынок иностранных производителей. В основном азиатских. На рынок пришли китайские и корейские поставщики пленок БОПП.
Все это показывает то, что рынок гибкой упаковки, а в частности рынок пленок БОПП, развивается. На рынке появляются различные комбинированные материалы изготовленные на основе пленок БОПП. И по всему, именно это направление задаст новый темп в формировании отечественного рынка гибкой упаковки.

Андрей МОРОЗОВ
Генеральный директор
ЗАО «Морозовская упаковка»